Российские прокатчики попросят западные киностудии снизить цены

Из-за ослабления рубля в российском кинобизнесе назревает серьезный кризис независимой дистрибуции западных картин.

- Ослабление рубля будет иметь катастрофические последствия для всех, кто покупает зарубежное кино. За последние полгода курс доллара увеличился почти в два раза, соответственно увеличилась и закупочная цена, - сказал «Известиям» программный директор компании Cinema Prestige Михаил Додзин.

Сумма сделки в зависимости от картины может варьироваться от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких миллионов. Как отметил Михаил Додзин, фильмы редко покупаются в законченном виде.

- В основной массе сделки совершаются, когда производство картины находится на начальной стадии. До ее выхода на экраны необходимо ждать еще год, а то и два. Представьте компанию, которая заплатила два года назад 20% от общей суммы, а сейчас должна доплатить оставшиеся 80%. Когда картина стоит $15 тыс., это можно пережить. Когда несколько миллионов - это уже фатальный удар, - подчеркнул Михаил Додзин.

В новых условиях становится тяжелее окупить затраты в прокате. Как отмечает руководитель отдела аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика» Андрей Белый, выручка в рублевом выражении останется на том же уровне, увеличение цен на билет за год будет в стандартных для индустрии пределах - 5-10%. У российских дистрибуторов не остается иного выбора, как добиваться снижения цен по уже действующим и новым контрактам, однако на ноябрьском кинорынке в Лос-Анджелесе эти попытки не увенчались успехом.

Сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов уверен, что на грядущем кинорынке в Берлине, который состоится одновременно с Берлинским кинофестивалем в феврале 2015 года, удастся добиться существенных уступок.

- Мы сейчас переживаем переходный период, который не может затянуться. Система перестроится, продавцы адаптируются к новому курсу и введут новые закупочные цены - это в их же интересах. После Берлинского кинорынка, уверен, для всех станет очевидно, что старых цен больше не будет никогда, - считает Сельянов.

Единственные игроки на российском рынке, которых на затронет валютный кризис, - это голливудские мейджоры, имеющие официальные российские подразделения: Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR), Universal Pictures Inernational, Twentieth Century Fox. Официальным дистрибутором фильмов Warner Bros. в России является компания «Каро Премьер». Продукцию Paramount в России прокатывает «Централ Партнершип», которая также занимается дистрибуцией картин других компаний и производит собственный контент.

Всем этим компаниям нет необходимости покупать фильмы за валюту, что позволит им пережить кризис и вытеснить с рынка независимых дистрибуторов, уверена Инна Слаповская, глава отдела кинопроката West.

- Даже если западные партнеры пойдут на уступки, кардинально ситуацию это не изменит. При худшем сценарии компании будут закрываться. Снизится общее количество фильмов в прокате, либо снизится качественный уровень этих фильмов. Покупать дорогие независимые проекты станет слишком сложно, и многие компании будут вынуждены перейти на что-то потенциально успешное, но не отличающееся большими художественными достоинствами - те же молодежные комедии, например. Рынок будет монополизироваться голливудскими мейджорами, - уверена Ирина Слаповская.

Директор компании Utopia Pictures Максим Кузьмин отметил, что валютный кризис решительно усилит разрыв между независимыми дистрибуторами и мейджорами и приведет к полному уходу арт-кино из кинотеатров.

- Мы снова потеряем зрителя, чье доверие так долго и упорно зарабатывали. В итоге аудитория останется один на один с голливудским студийным кино и будет массово глупеть, - считает Кузьмин.

По мнению руководителя отдела аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика» Андрея Белого, после девальвации рубля произойдет перераспределение кассовых сборов в пользу «проверенных картин с положительным 'сарафаном'.

- Но здесь есть и положительная сторона: российский прокат сейчас, к сожалению, полон низкосортных фильмов, которые больше не выходят практически нигде в мире. Кинотеатры зачастую подхватывают эту волну и ставят такие картины в репертуар, ничего на этом не зарабатывая, но отбирая сеансы и сборы у удачных фильмов, которые могли бы хорошо работать в прокате не 2-3 недели, а 5-6. Вполне возможно, что кризис оздоровит прокат: хороший продукт всё равно найдет своего дистрибутора и дойдет до кинотеатров, уверен эксперт.

По данным 'Бюллетеня кинопрокатчика' на 14 декабря, в 2014 году голливудские студии (Disney, Sony, Paramount, Warner Bros., Fox, Universal) выпустили в российский прокат 72 фильма (15,4%). Все остальные (независимые дистрибуторы и дистрибуторы российского кино) - 396 (84,6%). Однако по сборам пропорция совершенно иная. Мейджоры собрали 29,4 млрд рублей (65,8%), все остальные - 15,3 млрд рублей (34,2%). Среди наиболее крупных независимых дистрибуторов зарубежного кино.