Школа супергероев: в Digital October открылась 'Лаборатория Новых Профессий'

«Лаборатория Новых профессий», стартап центра Digital October, при поддержке РВК запустил первую образовательную программу - «Продюсер онлайн-курсов». На очереди - «Big Data в бизнесе» и «Менеджер по росту аудитории».

«Все программы 'Лаборатории новых профессий' нацелены на сложившихся специалистов, которые не только генерируют идеи, но и хотят воплощать их на практике. Востребованность 'золотых воротничков' падает, сейчас в цене - мейкеры, умеющие работать руками, - рассказал Дмитрий Репин, CEO Digital October. - Преподаватели 'Лаборатории новых профессий' научат слушателей создавать продукты мирового уровня».

«Продюсер онлайн-курсов» это трехмесячный интенсив, где лекции читают практики из Coursera, EdX, Knewton, Iversity, Mail.Ru Group, Lektorium.tv, и других крупнейших компаний отрасли. Ключевые предметы - педагогическое проектирование, сторителлинг, видеопродюсирование, маркетинг в образовании и продакт девелопмент. «Сейчас на программе больше пятидесяти учеников - это представители частных и государственных вузов, а также люди из образовательного бизнеса», - добавил Репин.

Лекции зарубежных преподавателей проходят в формате телемостов. Занятия можно посещать очно или присутствовать удаленно. Студенты-заочники не только смотрят запись происходящего, но и могут задавать вопросы в режиме реального времени или выполнять задания интерактивно. В течение интенсива каждый ученик под руководством ментора создает прототип своего образовательного курса и в конце защищает его перед комиссией.

Многие российские вузы сейчас выкладывают видео лекций в интернете. Но этот формат не популярен: полуторачасовая запись проигрывает структурированному курсу. Для дистанционного курса важна не столько фигура лектора, но умения продюсер-режиссера грамотнно подать материал. Но таких специалистов на российском рынке пока практически нет, поэтому и digital проектов, дающих доступ к бесплатному и качественному образованию, у нас все еще ничтожно мало.

Бум массовых открытых онлайн-курсов (МООСs) начался на США в 2011 году. Первопроходцем стал профессор компьютерных наук Стэнфордского Университета Себастиан Трун, который запустил курс AI Class. Вслед за ним начали бурно развиваться другие проекты - Khanacademy, Udacity и Coursera. The New York Times назвала 2012 год «годом MOOC».

Талантливо сделанные видеокурсы котируются очень высоко и повышают научный престиж вуза. Поэтому представители ведущих университетов страны - МФТИ, ФИЗТЕХ, ВШЭ, МИСИС, МИФИ, УрФУ учатся на программе на льготных условиях.

Ректор «Высшей Школы Экономики» Ярослав Кузьминов считает, что в будущем открытые курсы могут заменить большую часть университетских. Через 5-10 лет образование перестанет быть отдельной задачей. Напротив, оно превратится в практику, которая длится всю жизнь: каждый специалист будет регулярно осваивать новые и новые знания, - проходить курсы и тренинги, посещать семинары и мастер-классы. Таким образом, собрать себя и свой портфель компетенций можно будет во многом самостоятельно. Фокус университетов сместится с передачи знаний на их создание - исследования и другие творческие и научные задачи.

В начале 2015 стартует следующая программа «Лаборатории новых профессий» - «Big Data в бизнесе», за ней - «Менеджер по росту аудитории» (growth hacker). На каждую из специальностей уже подано более сотни заявок. Всего в новом году «Лаборатория новых профессий» проведет 5-6 интенсивов. Каждая программа будет идти в среднем три месяца.