Зеркало для Егора: Выходит фильм о 'Гражданской обороне'

«Мы же с Игорем мутанты в какой-то степени, - по телефону вспоминает фронтмена 'Гражданской обороны' его брат, герой русского фри-джаза Сергей Летов. Сейчас Сергей лежит в больнице с пневмонией. - Наши родители получили очень серьезную дозу радиационного излучения в Семипалатинске. Мама и бабушка умерли от рака, а я появился на свет через месяц после запрета испытаний в атмосфере. Может, радиационная мутация и послужила причиной того, что мы с Егором родились такими необычными?»

Сергей Летов выпустил книгу о неофициальном советском искусстве 80-90-х «Кандидат в Будды». Целая глава в ней посвящена Егору Летову, которого Сергей принципиально называет Игорем. «Изначально я эту главу вставлять не планировал, - признается Сергей. - Но после смерти брата прошло шесть лет, и теперь эта тема уже не так болезненна. Я выделил эпизоды, связанные с его приездом в Москву - это было начало 80-х, и мы оба были заражены желанием выступать. К тому моменту я окончил институт, а брат - школу. Он приехал в Москву поступать в ПТУ, в котором даже проучился несколько месяцев, пока его не выгнали за непосещаемость. Жил он тогда у меня - в деревянном доме между Малаховкой и Красково. Там мы, к большому неудовольствию местных жителей, начали проводить первые музыкальные эксперименты - он на ударных, я на саксофоне».

Старший Летов полагает, что его опыт занятий музыкой и вдохновил Егора. «В то время у нас еще не было настоящих инструментов, - говорит он. - Так что Игорь играл на всяких индустриальных коробочках и железячках, которые делал мой товарищ-ударник Михаил Жуков из 'Звуков Му' - его первый учитель». Впрочем, авангард, которым интересовались Сергей Летов и «Звуки Му», к истории «Гражданской обороны» имел весьма опосредованное отношение. С ним младшего Летова будет роднить только творческий метод и стремление к деконструкции. Главным источником вдохновения при организации «Гражданской обороны» была гаражная психоделическая музыка конца 60-х. Первые альбомы были записаны Летовым и Кузьмой Рябиновым в 84-85-х годах: использовалась бытовая советская аппаратура. Скромный размах предприятия не уберег музыкантов от внимания КГБ и военкомата - Кузьму отправили служить на Байконур, а Летов уехал из родного Омска в Москву.

Два года спустя Летов вернется в Сибирь и даст концерт под названием «Адольф Гитлер». После скандала на новосибирском фестивале Егор быстро перезнакомился со всеми местными музыкантами-подпольщиками. Тогда же Летов обрел «соратницу по оружию» в лице Янки Дягилевой, об отношениях с которой он скажет в конце 90-х: «Какое-то время мы были в определенном смысле как бы мужем и женой, если так вот говорить, если сравнивать с Лимоновым и Медведевой - но при этом жили жизнью такой, очень свободной». Студийный альбом «Коммунизм», пробы альтернативных методов распространения пластинок (диски передавались в формате «из рук в руки»), беснующиеся поклонники и революционная молодость - почти готовый материал для картины Оливера Стоуна.

Название нового документального фильма о Летове «Здорово и вечно», который сняла его жена Наталья Чумакова, идентично одноименной песне и альбому «Гражданской обороны» 1989 года. На этом диске группа зазвучала на полную мощность: там был и хит «Моя оборона», и на редкость гармоничный для русской музыки коктейль из славянского по духу пост-панка и нойз-рока. Чумакова полагает, что у нее получился не документальный байопик, а фильм про эпоху, «про то состояние, про коммунизм и про все, что связано с Летовым».

Группа «Гражданская оборона» была создана тридцать лет назад, и отечественный рок с тех пор не сумел породить более цельного явления. Сила коллектива Егора Летова была в создании объединяющей людей атмосферы анархии, и если что-то когда-либо могло быть названо «русским роком», то это музыка «Обороны» - гаражный панк с текстами, исполняемыми в манере юродивого прорицателя. Творческий подход Егора, понятное дело, создавал для окружающих проблемы.

Первое выступление «Обороны» в «буржуазном», по мнению Летова, клубе «16 тонн» породило дикую ситуацию. «Тогда Егор приехал в Москву и предложил мне за компанию пойти с ним в книжный магазин, где он периодически закупался 'умной' литературой, - вспоминает бывший руководитель инди-лейбла Solnze Records Олег Тарасов. - В магазин мы благополучно опоздали, и тогда Егор предлагает: 'Может, возьмем бутылочку водочки?' Когда жена Егора Наталья увидела бутылку, то сразу закричала: 'Ну все, концерта завтра не будет!' Его и правда не получилось. Нам все-таки удалось заснять происходящее на камеру. Это был концерт, на котором не было спето ни одной песни. 'Перед буржуями петь не буду!' - кричал со сцены Егор».

Тарасов утверждает, что никому не отдаст эту запись - «у меня и так мало чего в жизни осталось».

Есть описание памятного концерта и в сети: «Летов сидел в центре сцены на стульчике и пытался что-то пробубнить, а народ на него смотрел как на редкий вид обезьян в зоопарке. Примерно через полчаса, когда весь народ на концерт уже запустили, Егора со сцены увели. Вот, в принципе, и все. Все это безобразие записывал Берт Тарасов, параллельно рассказывая: 'А вот были времена…'

В конце 80-х, когда в Москве вовсю шла перестройка, в Омске, где появилась 'Гражданская оборона', люди еще жили по старинке: стукачество и отслеживание неблагонадежных неформалов оставались обыденными явлениями. 'У меня был знакомый гэбист, с которым мы разговорились о Летове, - вспоминает Сергей Жариков, основатель московской группы 'ДК'. - Мы тогда с 'ГО' были знакомы заочно, и я сказал, что Летов - нормальный парень. Он был фанатом 'ДК', я посылал ему разные катушки. И вот однажды кто-то написал на Егора донос, что он якобы занимается антисоветской деятельностью. Мы вовремя спохватились и послали в Омск человека, который вытащил его в Москву. Сергей Летов, с которым мы дружили, сказал тогда: 'Нужно спасать, а то вот-вот загремит в психушку'.

'Папе творчество Игоря нравилось больше, чем моя музыка, - вспоминает Сергей Летов. - Сейчас ему восемьдесят восемь лет. Я ему привез все пластинки Игоря, купил проигрыватель, но папа не может дослушать до конца ни одной песни - начинает плакать. И я все это убрал'. Сергей говорит, что Летов-младший до конца своих дней оставался 'большим подростком', презирал театр, считая это буржуазным времяпровождением, и упрекал брата в том, что его музыка элитарна. 'Как ты можешь играть в театре на сорок пять человек? Я бы никогда не стал этого делать', - говорил Егор. При этом инфантильность лидера 'Обороны' в житейском плане шла вразрез с его абсолютной и звериной целеустремленностью, когда приходилось решать профессиональные вопросы.

Сергей Летов считает, что в этом отношении младший брат его перерос. Сила Летова-пиарщика была очевидна многим, в том числе и молодым левым политикам, которые часто использовали методы музыканта в своих акциях, а иногда и помогали самому Егору в трудных ситуациях. 'В 1999 году, вступив в 'Трудовую Россию', я решил осуществить давнюю мечту и организовать концерт Егора, - рассказывал политик Сергей Удальцов, который начал слушать 'Оборону' в четырнадцать-пятнадцать лет, а о смерти Летова узнал в отделении милиции, куда его привезли после очередной протестной акции, в интервью 'Эхо Москвы'. - Это была акустика в кинотеатре 'Ленинград'. Администрации я наплел, что Летов - бард типа Олега Митяева, арендовал зал рублей за пятьсот, а на афише так и было написано: бард Егор Летов'.

'Когда я только начал заниматься творческой деятельностью, я полностью обезопасил себя от появления на телевидении с помощью мата, резких политических заявлений и эпатажа, - рассказывал Летов в интервью RS. - Потом, когда случился переворот, назвался коммунистом - чтобы меня ни в коем случае не начали расхваливать. Когда в 1989 году началась 'гробомания', я тут же разогнал ее (группу, - прим. RS), а потом назвал так, чтобы о нас было трудно упоминать СМИ. Надо максимально защищать себя от конъюнктурности'.

Сергей Жариков из 'ДК' вспоминает, как сразу после переезда Летова в Москву повел его в газету 'Завтра', где заместитель главного редактора Владимир Бондаренко тут же организовал круглый стол для дискуссии о русском роке и политике. 'Ельцина, конечно, поливали, - продолжает Жариков. - Сейчас очень смешно вспоминать, как я его пытался втянуть в общественную жизнь. У либералов тогда были всякие Гребенщиковы, а у патриотического клана не было своих музыкантов. И тогда я решил подогнать 'Завтра' Летова. Помню, как в редакции говорили: 'Нам неудобно в газету-то с такими волосами', - они обалдели, увидев его прическу'.

Жариков утверждает, что в период знакомства Егор был подавлен - попытка внедрить Летова в патриотические структуры была всего лишь способом его как-то растрясти. Впрочем, кризис лидера 'Обороны' был не только творческим. 'Уже позже отец Егора попросил как-то повлиять на сына по поводу пьянства, - говорит Жариков. - Но как человеку можно запретить пить? Он же по натуре был не панк, а хиппи, и отношение к жизни у него было вполне соответствующее. Не панковское совсем. И ему всегда нужен был диалог'.

'1999-й, 2000-й год, публика на 'Гражданскую оборону' ходила совершенно невменяемая, - вспоминает Наталья Чумакова. - Говорили, что на концертах 'ГО' собираются только коммунисты и фашисты. Мы выступали в несчастных кинотеатрах, которые на концертах буквально разбирали по дощечкам'. В одном из интервью Летов суммировал свои представления об идеальном выступлении в те времена: 'Я задавал ритм и орал, а в зале творилось что-то невообразимое: люди валялись, дрались, кровища кругом. Вот это я понимаю, вот это концерт'.

Чумакова полагает, что Летов использовал специальную тактику и наблюдал за изменениями в настроении своей публики как разведчик. 'Он считал, что концерт - это война, - говорит Чумакова. - И публику надо было брать за горло и держать, потому что только при таком раскладе произойдет обмен энергией'. Этот навык лидер 'Гражданской обороны' приобрел во время серии своих политических концертов 'Русский прорыв', когда Летов понял, что с русскими зрителями лучше всего общаться с позиции вожака и доминирующего оратора.

При столкновении с залами, наполненными людьми иного сорта, магия 'Обороны' уходила. В середине нулевых коллектив Егора Летова снова вошел в моду, и на выступления 'ГО' стали ходить не только озверевшие люмпены, но и толстые бородачи в ярких майках, которые не стеснялись фотографироваться на фоне сцены - говорить с такими с позиции силы было уже невозможно. По сути, Летов столкнулся с близкими по духу людьми - меломанами, спортивными болельщиками, художниками - и вести наступательный военный диалог со своими двойниками было тяжело.

'Когда Игорь только приехал ко мне в Москву, все мы были длинноволосыми и бородатыми, - вспоминает Сергей Летов начало 80-х. - Нас очень не любил местный пролетариат. Однажды Игорь вышел на платформе 'Фрезер', к нему подошли парни, назвали очкариком и разбили очки. Он отказался покупать новые и решил, что будет ходить с треугольным осколком в правом глазу'. Сергей вспоминает, что брат любил рассказывать, какое впечатление на него произвела станция 'Панки', где стояло табло с крутящимися пластинками и надписью 'Панки везде'. 'Здорово и вечно' рассказывает как раз об этих шальных годах. 'Этот фильм мы снимали вдвоем с Анной Цирлиной, - уточняет Наталья Чумакова. - Приходилось самой ездить по всей России и записывать интервью с разными людьми на камеру. Никому другому я это доверить не могла. Иногда приходилось по двадцать-тридцать дублей делать. Когда кончилось финансирование, собрали деньги при помощи краудфандинга, так что опыт съемки фильма про то время можно назвать удачным. У меня есть надежда, что я сниму потом продолжение'.

С Натальей Чумаковой мы встречаемся на проспекте Мира в кафе 'Мадам Галифе', которое Наталья выбрала сама, предварительно ознакомившись с рецензиями на заведение. Чумакова - бойкая компактная брюнетка с идеально выпрямленными волосами в темном свитере и кроссовках. Пока мы говорим, она выпивает пол-литра зеленого чая и заказывает тыквенный суп. 'Мне бы сидеть на уголке и бренчать на гитаре, - говорит Наташа, размышляя о том, что привело ее к созданию документального кино. - Никаких амбиций в плане продвижения при Егоре у меня не было. Он сам был отличным организатором и пиарщиком: на первых порах даже рассылал журналистам свои записи и печатал что-то вроде визиток. Он вообще любил печатать и фотографировать, так что эти визитки были сделаны талантливо - они распространялись как вирус, и уже никакой пиар был не нужен. В последние годы он даже не давал интервью и лишь отвечал на вопросы фанатов на сайте'.

Чумакова оказалась последней боевой подругой Летова, который со своими девушками, по словам очевидцев, обращался скорее как с друзьями и без лишних сантиментов. 'Егор в нашей компании воспринимался как нечто такое асексуальное, - вспоминает Олег Тарасов о Летове начала 90-х. - Он все время говорил: 'Не до того! Какой секс? Мы тут вот чем занимаемся! А вы мне трахаться предлагаете'. В общем, у него была куча других интересных занятий'.

'Однажды меня попросили вписать 'Гражданскую оборону' на время их концерта в Новосибирске, - вспоминает о своем первом знакомстве с Летовым Наталья Чумакова. - Но до этого, в 1991 году, мы виделись на похоронах Янки Дягилевой. Помню, как мы основательно с ним разговорились, но не про музыку, а про судьбу. Когда они только зашли ко мне, разговор шел о футболе, и я тогда подумала: 'Ага, вот хорошие люди ко мне приехали, будет с кем о футболе поговорить'.

Встреча с фанаткой футбола Чумаковой, которая впоследствии стала бас-гитаристкой 'Гражданской обороны' ('Он и Янку пытался научить, и Аню Волкову, но они как-то без энтузиазма к этому отнеслись') в некоторой степени наполнила жизнь Летова гармонией. Войны в ней точно стало меньше, зато появились вопросы, как себя реализовывать, ведь подход к творчеству у Егора остался таким же, как раньше.

'Ему было важно, чтобы спутница участвовала во всей его музыкальной деятельности, - уверена Чумакова. - Я думаю, что только так с ним и можно было строить отношения. Если бы я не разделяла его интересов, он стал бы делиться ими с кем-то еще. Но то, что мы сможем играть вместе, было понятно сразу'. По словам Чумаковой, похожие требования предъявлялись и к другим близким людям. Несмотря на природную веселость, Летов мало кого к себе подпускал. 'У него и друзей-то как таковых не было, - говорит Наташа. - Даже его самого близкого человека Кузьму трудно назвать именно другом. Он скорее был 'лучшим из лучших партнеров'. Зато с Летовым никогда не было скучно'.

Сергей Летов сказал мне, что во всех вопросах мнения Егора и Натальи совпадали на сто процентов, и когда я упоминаю об этом, Чумакова смеется. 'Но ведь мы и ссорились тоже, - говорит она. - Из-за футбола, например. Я-то с детства болела за 'Спартак', а когда мы с Егором познакомились, он ни за кого особо не болел, просто очень интересовался. И назло мне он стал болеть за ЦСКА, говорил, что его папа - военный, поэтому нужно поддерживать армейский клуб. Когда смотрели чемпионат, тоже болели за разных и дико скандалили, хлопая дверями'. Чумакова полагает, что для Летова принципиальным моментом было переговорить собеседника, в котором он всегда видел соперника. 'Он довел ораторские навыки до такого совершенства, что иногда мне просто нечего было возразить в ответ, - говорит Чумакова. - Просто хотелось что-то в него кинуть'. Наташа улыбается: 'Побеждал он почти всегда'.

Сейчас Наталья Чумакова практически не играет: нет желания, да и портить воспоминания о выступлениях с 'Гражданской обороной' не хочется. 'Наташа - человек, глубоко влюбленный в Игоря, - говорит Сергей Летов. - Я смотрел наброски ее фильма и был тронут до слез. Он был семейный человек, всегда искал уюта и замкнутости, и Наташа все это ему дала'. Разгадку секрета постоянных перерождений Летова (от хиппи до революционера и от панк-вождя до тихого семьянина с пивом и футболом) его брат находит в том, что Егор отличался повышенной внушаемостью и непостоянством. 'Кто-то мог рассказать ему историю, - говорит Сергей. - А через какое-то время он уже пересказывал ее от первого лица. Это еще в детстве началось. При этом излагал он намного ярче, чем в первоисточнике. Истории обрастали деталями и звучали убедительнее. Поэтому его портрет и нельзя составить по интервью - сегодня ему нравилось одно, завтра - совершенно другое. Такой он был человек'.

'Личность Летова не соответствовала тому образу, который рисовался на сцене, - вспоминает его издатель и организатор концертов Олег Тарасов. - В жизни он был тихим и спокойным, а брутальная мощь и энергетика появлялись только на концертах. Он был фантастически эрудирован. Даже переехав в Германию, я покупал то же самое, что заказывал себе Егор - Big Black, Стива Альбини, гаражный панк 60-х. Он выписывал с запада фэнзины вроде 'Maximum Rock'n'Roll', всегда был в курсе всех новинок'. При этом Тарасов вспоминает, что на концертах 'Гражданской обороны' висело знамя с изображением автомата Калашникова и аббревиатурой 'Авангарда красной молодежи', а Сергей Удальцов объявлял со сцены разогревающие команды. 'Но в начале нулевых группа стала выходить из подполья, - продолжает Тарасов. - Интервью Егора появлялись в глянце вроде Playboy - над предложением последних Летов сначала дико смеялся, а потом сдружился с автором текста Максимом Семеляком. Но при этом в 'Гражданской обороне' был жесткий мораторий на общение с тележурналистами. Барабанщик Андрюшкин был изгнан из-за того, что в 2004 году начал раздавать интервью за кулисами в Лужниках. Все было извращено при монтаже, и Летов его уволил. Он вообще был очень жестким лидером - из-за этого происходили смены состава'.

Сергей Летов говорит о том, что и политические взгляды Егора менялись довольно часто: во многом из-за постоянного желания находиться в оппозиции. 'До 1991 года я сам был сторонником либерализма, - говорит музыкант. - Но потом я долго работал на Западе и начал понимать ошибочность своих суждений. Аналогичные трансформации происходили и с братом - в 1993 году он принимал участие в обороне Белого Дома, и я очень за него переживал. В середине 90-х он влился в радикальные движения - водил дружбу с Баркашовым и Лимоновым. Но я во всем его поддерживал и отговаривать не пытался. В начале нулевых политика стала Игоря утомлять. Он отказался от поддержки Баркашова и 'Русского национального единства', которые с помощью группы стали себя рекламировать. Брат болезненно относился к людям, которые хотели использовать его, и мгновенно это распознавал. Примерно так же резко он отказался и от мира авангардистов, который я показал ему'.

Сейчас Наталья Чумакова готовит к изданию архивы Летова, работе с которыми посвящает почти сто процентов своего времени. 'Конечно, мне проще было сделать фильм о его раннем этапе, - говорит она. - В позднем я участвовала сама, и вспоминать об этом больно. Когда у него случался кризис, это могло растянуться надолго'. Наталья вспоминает, что в 1997-м, когда они только познакомились, Егор уже мало писал, а потом - вплоть до 2002 года - не мог написать ни строчки. 'Это было тяжелое время, - говорит Наталья. - Закончилась крахом и история с 'Русским прорывом' (попытка создать антиельцинское рок-движение, куда в результате вошли 'ГО', 'Родина' и несколько других групп, - прим. RS), и какие-то личные моменты. Все было настолько невыносимо, что мне даже показалось, что Егор может покончить с собой'.

'Нынешнее поколение не понимает, что такое цена слова, - говорил Летов в интервью Rolling Stone, попутно посмеиваясь над Coldplay и The White Stripes. - Хотя вся настоящая музыка идет от этого: ты можешь не просто получить по башке, но и быть убитым на следующий день, но все равно что-то такое делаешь. Сейчас же нужно написать песню не про Путина даже, а про определенного полевого командира чеченской или дагестанской диаспоры. Или, допустим, конкретной преступной группировки. Вот тогда да!'

Егор Летов был похоронен в футболке с иерусалимским крестом, которую он купил во время одной из поездок в Израиль - каждый год они с Натальей гостили у лидера группы 'Госплан' Адольфа Равича. 'В начале нулевых в Израиле было создано собственное отделение Национал-большевистской партии, - вспоминает Адольф. - Тогда же Алекс Мух впервые привез Летова, и был устроен нелегальный концерт. Для разогрева Егор специально выбрал нашу группу - сказал, что мы напоминаем ему 'ГО'. Перед выступлением я сидел в рок-клубе и настраивал гитару. Оборачиваюсь - передо мной Летов'.

Равич вспоминает, что впервые приехав в Израиль на две недели, Летов в своем образе странника-мудреца сразу органично вписался в местный ландшафт. 'Его интересовало любое проявление жизни, - говорит Адольф. - Он видел что-то и превращал это в тему для обсуждения. Творческий процесс стимулировало абсолютно все. За неделю до смерти я разговаривал с ним, и у Летова было потрясающее настроение: 'Я взял нового барабанщика, у меня такие планы!' Равич считает, что слухи об алкоголизме Летова сильно преувеличены (при нем Егор пил только пиво), а из наркотиков в его жизни существовала только кислота, под влиянием которой был записан эпохальный для русской музыки альбом 'Сто лет одиночества'.

'Я разноцветный, - с плохо скрываемой бравадой говорил о своей порывистости Летов. - Я синий, коричневый, красный, розовый, голубой. Сегодня я говорю одно, а завтра - другое. На самом же деле, я всегда говорю одно и то же, просто разными частями. При красных я буду белым, а при белых - красным'.

'Гражданская оборона'
Фильм 'Здорово и вечно' в прокате с 20 ноября