Уже двадцать лет Дэвид Гилмор в основном занят тем, что пытается сделать Pink Floyd достоянием прошлого. Группа побила рекорды кассовых сборов во время тура с альбомом «The Division Bell» 1994 года, но музыкант устал от жизни рок-героя. «Все принимало куда большие масштабы, чем мне нравится, - говорит он. - Меня не устраивало отсутствие связи с аудиторией». Певец и гитарист сконцентрировался на своих маленьких детях и изредка выпускал сольные альбомы. Недавно у него появилось еще одно дело - последняя джем-сессия Pink Floyd, состоявшиеся в 1993 году. Pink Floyd - к тому времени группа уже почти десять лет существовала без своего основателя и главного автора песен Роджера Уотерса - записали двадцать часов музыки, чтобы потом составить эмбиентный диск, который планировалось включить в альбом «The Division Bell». От этого плана они в конечном счете отказались. Пару лет назад Гилмор нашел кассеты и был приятно удивлен. «Я понял, что из этого можно кое-что извлечь», - говорит он.
Ко всеобщему удивлению, гитарист решил оживить этот материал. Они с барабанщиком Ником Мэйсоном добавили новые партии и превратили старые записи в альбом «The Endless River», в основном состоящий из инструменталов. Гилмор клянется, что диск знаменует собой конец Pink Floyd. «На этом альбоме есть все, что у нас было ценного, - говорит он. - Пытаться это повторить - значит использовать второсортный материал, а я так не делаю».
Работа Дэвида Гилмора в превью альбома Pink Floyd «The Endless River»
Фанатам не стоит ждать тура в поддержку «The Endless River» - он не может состояться без клавишника Рика Райта, который умер от рака в 2008 году. «Без него не получается, - говорит Гилмор. - Мне очень нравится моя жизнь и моя музыка. В них нет места для Pink Floyd. Мысль о том, что нужно продолжать, заставляет меня просыпаться в холодном поту».
«The Endless River» - во многом трибьют Райту. Здесь нет вокала, и его клавишные выходят на первой план практически в каждом треке. «Мы с Роджером всегда производили столько шума, на записях и в прессе, что о Рике, кажется, слегка забыли, - говорит Гилмор. - Но он был ничуть не менее важным человеком, чем остальные в этой группе. Что бы мы ни делали, он всегда добавлял в музыку целый звуковой пейзаж. Такое не воспроизведешь».
Пластинка звучит как классический Pink Floyd, напоминая инструментальные пассажи из «Welcome To The Machine», «Echoes», «Shine On You Crazy Diamond» и некоторые их ранние, более экспериментальные работы конца 60-х - начала 70-х. «В этом альбоме многое возвращает нас в прошлое, - говорит Мэйсон. - Смешно, вот ты садишься и перед тобой чистый лист, а в конце концов, сколько бы ты ни пытался, все равно приходишь к привычным барабанным сбивкам. Понимаешь, что просто тебе так комфортно».
Альбом состоит из восемнадцати треков, которые поделены на четыре разные секции. «Я набрал в Гугле 'Сколько длится часть в классической музыке?', - рассказывает Фил Манзарена, гитарист Roxy Music, ставший сопродюсером альбома. - Оказалось, что примерно столько, сколько длится сторона грампластинки - около пятнадцати минут, так что мы сделали четыре таких части. Вначале мы просто работали со старыми записями, а потом Дэвид решил, что они хотят сыграть новые партии, и тогда он оказался за штурвалом корабля-призрака Pink Floyd».
Рецензия RS: Pink Floyd - «The Endless River»
Альбом завершается «Louder Than Words» - единственной песней со словами. Слова написала жена Гилмора писательница Полли Сэмсон, автор многих текстов и на «The Division Bell». Композиция кажется итогом повести о Pink Floyd, в которой не обошлось без взаимных нападок Уотерса и бывших членов его группы. «Мы ругаемся и поливаем грязью, - поет Гилмор. - Оскорбляем друг друга, глядя в глаза, / Но то, что мы делаем вместе… это громче слов».
Гилмор никогда даже не рассматривал идею привлечь Уотерса к работе над альбомом. «Для меня загадка, почему вообще кто-то думает, что то, что мы делаем сегодня, имеет к нему отношение, - говорит Дэвид. - Роджер устал быть членом поп-группы. Он слишком привык все делать один. Он плохо подходит для вещей, в которых есть хоть какой-то элемент демократии. К тому же мне было тридцать с чем-то, когда Роджер покинул группу. Сейчас мне шестьдесят восемь. Еще полжизни прошло с тех пор. Вряд ли у нас осталось много общего».
Музыканты неоднократно играли с Уотерсом в последние годы. В 2005 году Pink Floyd в полном классическом составе триумфально выступили на благотворительном концерте из серии «Live 8». В 2010-м Гилмор дал вместе с Уотерсом благотворительное шоу, а через год они с Мэйсоном играли на одном из концертов Уотерса. Сможет ли что-то заставить Гилмора снова выступить с Уотерсом? «Не стану этого исключать, - говорит Дэвид. - Но очень-очень сомневаюсь, что это будет что-то большее, чем один маленький благотворительный концерт».
Однако намечается еще кое-что, что не может не обрадовать поклонников Pink Floyd: новый сольный альбом Гилмора. «Работа над ним идет очень хорошо, - сообщает он. - Есть несколько черновых версий, которые надо доделать - а некоторые и переделать. Осталось работы на несколько месяцев. Я надеюсь выпустить его в следующем году. А потом надеюсь поехать в 'стариковский тур', двести концертов мне не нужны».
Гилмор мог бы легко собирать стадионы, но он хочет выступать более камерно - как во время своих последних гастролей в 2006 году. «Пока мы всерьез это не обсуждали, - говорит он, - но места вроде Radio City Music Hall мне кажутся подходящими по атмосфере».
А Мэйсон, кажется, готов отправиться в турне хоть завтра. «Если Дэвид уйдет на покой, Pink Floyd будет в моем полном подчинении, - говорит он. - Я поеду в тур и сыграю все песни с альбома 'Dark Side Of The Moon' - только партию ударных. Будет скучновато. Но я шучу, конечно».
Однако барабанщик по-прежнему надеется, что Гилмор передумает. «Я думаю, что когда я умру и меня похоронят, - добавляет он, - на могильном камне напишут: Я не полностью уверен, что группе и вправду конец».