Старт корабля откладывался несколько раз. Ранее это было сделано из-за усилившегося ветра, затем из-за неполадок с топливными клапанами в одной из бустерных ракет.
Этот корабль предназначен для дальних полетов в космос, в том числе к Марсу.
Но на этот раз это будет короткий орбитальный полет, в ходе которого будут испытываться важнейшие компоненты конструкции нового корабля.
Корабль перейдет с низкой круговой орбиты на высокую эллиптическую орбиту с апогеем в 5800 км. Его посадка запаланирована на 16.30 по Гринвичу у побережья моря Кортеса в Калифорнии.
По внешнему виду «Орион» мало чем отличается от капсул серии «Аполлон», которые использовались для пилотируемых полетов на Луну в 60-е и 70-е годы прошлого столетия, однако он значительно крупнее и оснащен современными системами управления и жизнеобеспечения.
Полет к Марсу
В настоящее время испытательные полеты нового корабля обеспечивают ракеты «Дельта-IV», которые являются наиболее грузоподъемными в мире. В будущем эти корабли будут выводиться на низкие орбиты с помощью проектируемой сейчас новой мощной ракеты, которая войдет в строй в 2017 или 2018 году.
Эта связка станет основой для будущих экспедиций в дальний космос, в том числе к Марсу.
Корабль совершит всего два оборота вокруг Земли. Он войдет в атмосферу Земли со скоростью около 30 тысяч км в час, что близко к скорости возвращения при полетах на Луну.
Это позволит проектировщикам испытать надежность экрана тепловой защиты капсулы, которая на отдельных участках спуска будет разогреваться до температуры более 2 тысяч градусов.
Также будет испытана парашютная система корабля, которая должна обеспечить мягкую посадку в районе моря Кортеса у берегов Калифорнии.
Корабль был сконструирован по контракту НАСА американской аэрокосмической корпорацией Lockheed Martin, которая отвечает за запуск.
Важным моментом этого испытательного полета является проверка надежности системы защиты экипажа от радиации, которая встроена в элементы корпуса капсулы. Эта система будет необходима для защиты людей от вредного воздействия космической радиации в ходе многомесячных полетов в дальний космос.
«Именно с этой целью корабль выводится на столь высокую орбиту. Он пройдет сквозь слой Ван Аллена, который располагается намного выше орбиты МКС», - рассказал Марк Гейер, руководитель программы «Орион» в НАСА.
«МКС не сталкивается с проблемой радиации, так как она находится на сравнительно низкой орбите. Но наш корабль будет подвергаться воздействию радиации во время полетов на Луну и дальше. Особую опасность космическая радиация представляет для бортовых компьютеров и микропроцессоров, которые мы должны надежно защитить».
Нынешний запуск является очередным этапом в длительной программе разработки кораблей нового поколения. НАСА не имеет тех финансовых ресурсов, какими организация располагала в 60-е годы в рамках осуществления лунной программы, и поэтому она продвигается по этому пути медленно и с большой осторожностью.
Что дальше?
Даже если бы американское космическое агентство имело сейчас в своем распоряжении готовую систему в составе мощной ракеты-носителя и пилотируемого корабля, оно не смогло бы организовать экспедицию к другой планете Солнечной системы по той причине, что пока никто не создал технических средств для исследования планет после высадки на них.
Это беспокоит специалистов. Историк космических исследований Джон Логсдон считает, что это является серьезной слабостью американских космических планов.
«Первый полет с экипажем на борту планируется в 2020-21 году, а после этого твердых планов просто нет, хотя у НАСА, разумеется, есть разработки на этот счет. Это слишком медленные темпы для того, чтобы мотивировать разработчиков. Объясняется это недостатком финансовых средств, а не техническими трудностями», - говорит он.
Одним из выходов из этой ситуации является привлечение международных партнеров. Например, Европейское космическое агентство собирается заняться разработкой сервисного модуля корабля, который представляет собой в основном двигательную ракетную установку для разгона и торможения в глубоком космосе.