Роли Рикардо и Амелии в опере принадлежат выходцу с Мальты Джозефу Каллейи и украинке Людмиле Монастырской. Автор постановки - немецкий режиссер Катарина Тома, дирижер - израильтянин Даниэль Орен. Премьера постановки состоялась в минувший четверг.
Первоначальный замысел «Бала-маскарада» строился на реальных событиях - убийстве в Стокгольме на маскараде шведского короля Густава III. Но незадолго до премьеры произошло покушение на Наполеона III, после чего власти, опасаясь народных волнений, потребовали внести изменения в сюжет.
Верди перенес действие в Бостон, в 17 век. Катарина Тома, в свою очередь, переосмыслила произведение, поместив героев в центрально-европейский контекст и в период, предшествующий Первой мировой войне.
Постановки Ковент-гардена редко получают от критиков настолько низкие оценки, но в данном случае критики не стеснялись в выражениях, называя оперу «Бал-маскарада», которую нередко определяют как «самую мелодраматичную из мелодрам», «крупнейшим провалом года».
«Похоже, это одна из самых разочаровывающих новых постановок», - отмечает рецензент театрального обозрения What's On Stage Марк Валенсия.
По мнению Валенсии, провально в постановке абсолютно все: персонажи получились примитивными, главный герой, благородный Рикардо в ключевой сцене бала ведет себя с Амелией слишком развязно, идея переноса места действия из Бостона 17 века в европейскую страну начала 20-го века никак не обоснована, и даже оркестр под руководством израильского дирижера Даниэля Орена играет из рук вон плохо.
«Людмила Монастырская, исполняющая партию Амелии, обычно превосходна, но в данном случае произошло что-то странное в нижнем регистре… Понадобилось бодрое сопрано Серены Гамберони, исполняющей роль пажа Оскара, и Дмитрий Хворостовский, который, хоть и казался усталым, сумел показать стильного Ренато, для того, чтобы выровнять корабль, едва ли готовый к выходу в море даже в самый первый заплыв», - отмечается в статье.
Рецензент Evening Standard Барри Миллингтон согласен со своим коллегой в общей оценке постановки, но расходится с ним в деталях. Отметив натянутость и отсутствие харизмы у исполнителя роли Рикардо Джозефа Каллейи, Миллингтон находит недостатки и у остальных главных героев.
«Дмитрий Хворостовский обладает голосом-»Роллс-Ройса но он, как это часто бывает, не смог «доехать» до максимального эффекта. В роли Амелии Людмила Монастырская обладала всеми качествами, которых не хватало двум главным героям: наполненная грустью, ее линия была невероятна подвижна, с прекрасным завершением. К услугам Рикардо было отличное колоратурное сопрано Оскара в исполнении Серены Гамберони, но потенциал характера остался нераскрытым: это просто чистая страница"Й, - отметил Миллингтон.
Несмотря на такие отзывы, практически все билеты на постановку раскуплены. После премьеры зрители достаточно долго не отпускали артистов и, по всей видимости, вполне остались довольны. Однако и этому у критиков нашлось объяснение.
«Никто из обычных подозреваемых не освистал этот собачий ужин в Ковент-гардене. Королевский театр оперы, страдающий от распрей различных капризных групп зрителей, не обладающих вкусом для оценки сложного материала, ответила им тем, что швырнула им кусок плохо приготовленного мяса. И они его проглотили», - написал рецензент What's On Stage.