Или лучше, или дешевле

В целом половину оборота недели, который составил около 40 млн, и все рекорды сделал Christie`s. Этот аукционный дом собрал в целом 20,2 млн, причем 13,3 млн из них дали две рекордные картин - Валентина Серова и Юрия Анненкова, и из живописных топ-лотов больше ничего не продано; в разделе живописи ушло только 40% лотов, но прикладное искусство раскупили гораздо удачнее, так что средний уход поднялся до 57%. Sotheby`s сделал всего около 11 млн со средним уходом поменьше 50%, самый низкий спрос был на вечерних торгах и аукционе современного искусства, на них продано около трети лотов, повыше - на дневных и прикладного искусства; только одна картина - «Бахчисарай» Бориса Кустодиева - стоила дороже миллиона (1,3 млн).

MacDougall`s набрал 7,7 млн со средним уходом около трети лотов, но продал две картины дороже миллиона (Иван Шишкин «Сухостой» и Николая Рериха «И мы продолжаем лов», по 1,2 млн), и еще пяток по полмиллиона, так что общая сумма получилась приемлемой. Bonhams собрал около 2 млн с уходом 37%, из топ-лотов продан только один, причем заметно дешевле ожидаемого (Александр Яковлев, 302 тыс. за «Ложу театра в Пекине».)

С точки зрения цен налицо тенденция покупать уникальные вещи за любые деньги, в остальном покупатели стремились экономить, выбирали если на самое лучшее, то самое дешевое.

С точки зрения тем и разделов: классика вечно жива. Петр Верещагин и Василий Верещагин, Орловский и Крыжицкий, Жуковский и Семирадский пользовались спросом на всех торгах. Айвазовский слегка выпал из обоймы, потому что цены на него заходят на неуютную для нынешнего покупателя территорию - свыше 300 тыс. Если марина была небольшая и не очень дорогая, торговались с удовольствием, как на Bonhams.

Борис Григорьев, один из самых растущих в цене авторов, ослаб - большинство вещей не купили, даже торс бронзово-загорелого сына. Впрочем, на Christie`s взяли «Портрет актера Николая Подгорного в роли Пети Трофимова» (266 тыс.), а на MacDougall`s «Портрет Сельмы» (338 тыс.). Произведения Николая Фешина не купили ни на одном аукционе, даже очень красивый и с историей «Портрет Дуэйн» на MacDougall`s. Кстати, буквально в эти дни фонд семьи Филатовых Art Russe проводит презентацию подготовленной ими книги о Фешине в Казани, наверно глаз поклонников этого художника развернулся в сторону, противоположную Лондону.

На Николая Рериха спрос резко упал, а ведь все уже привыкли к тому, что работы великого мыслителя берут любые - маленькие, большие, гималайские и нет. Одним из главных покупателей был Борис Булочник, владелец лишенного лицензии Мастер-банка, своим энтузиазмом державший соперников в напряжении; теперь у него другие заботы, оппоненты тоже решили воздержаться. Поэтому на всех торгах купили только пару-тройку маленьких пейзажиков, и MacDougall`s удалось продать большое полотно «И мы продолжаем лов» за 1,2 млн - причем покупатель был не русский, а немец. Именно отсутствие спроса на Рерихов так подвело Bonhams - работы художника составляли ядро аукциона, и они не ушли. А ведь ровно год назад «Труды Богородицы» были проданы на аукционе Bonhams за невиданные для русского 7,8 млн.

Соцреализм - новый, только что сформировавшийся и такой многообещающий тренд увял. Но не умер - картину Георгия Нисского из собрания Международной конфедерации союзов художников купили за 600 тыс., что, конечно, не прошлогодние 1,8 млн, но все равно много. Юрия Пименова и Виктора Попкова не взяли. На MacDougall`s бодро и недорого разошлись маленькие работы Владимира Стожарова и Братьев Ткачевых, и за 454 тыс. куплен роскошнейший «Портрет жены художника» Владимира Лебедева 1958 года; «Девочка с кроликом» Дмитрия Налбандяна подорожала втрое и ушла за 85 тыс.

Современное искусство: Георгий Гурьянов по-прежнему лидер аукциона Sotheby`s «Современный Восток», который в целом удался хуже, чем в прошлом году. Правда, Владимир Вейсберг раскуплен, на MacDougall`s Наталью Нестерову и Леву Пурыгина берут, видимо, всегда, и, может, это даже не русские покупатели. Интересно, что одновременно в Москве прошел аукцион современного искусства Vladey с тем же лидером в лице Георгия Гурьянова (€108 тыс.); в Москве продали работу Тимура Новикова, в Лондоне - нет. И уходу лотов на московских торгах можно позавидовать - 71% всего на сумму €838 тыс. В Лондоне еще прошел маленький тематический аукцион Максима Боксера, на нем продано российского 66% предложенного метафизического на скромную сумму 70 тыс., но список имен с московским или сотбисовским не совпадает.

В области декоративно-прикладного искусства чудеса: на Christie`s оно прошло просто отлично, с рекордами на русский и советский фарфор, на Sotheby`s - нормально, почти как обычно. У Bonhams прикладное традиционно очень качественное и успешное - но теперь, через день после Christie`s-Sotheby`s, тут почему-то не покупали, зал вообще был почти пустой. На MacDougall`s Фаберже, серебро и эмали провалились вовсе, хотя по составу раздел почти не отличался от конкурентов.

Накануне торгов британский журналист и аналитик Саймон Хьюитт представил подробное исследование русского рынка, обобщив итоги лондонских аукционов 2007-2014 года. Согласно нему, выходит, что состоявшаяся неделя еще не самая плохая - летом 2009 года было всего 30,7 млн, зимой 2009 года - 40 млн (пик пришелся на зиму 2007 года с 96,6 млн). А усредненный уход лотов не поднимался выше 64% даже у лидирующего по этой позиции Christie`s. Однако и продавцы, и покупатели к концу торгов были совсем поникшие, а ведь рынок искусства, и особенно русского, очень субъективен и может реагировать на настроения чуть ли не сильнее, чем на формальные экономические обстоятельства.

Татьяна Маркина